Стандартизация и сертификация в машиностроении


                                 ПРЕДИСЛОВИЕ

    Настоящее учебное пособие предназначено для методического обес-
печения подготовки бакалавров и дипломированных специалистов в соот-
ветствиями с требованиями государственных образовательных стан-
дартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по дисцип-
лине «Метрология, стандартизация и сертификация» (см. ниже).

           Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки 151900 –
           Конструкторско-технологическое обеспечение машино-
           строительных производств (квалификация (степень)) «бака-
           лавр»

			Перечень дисциплин для разработки пример освоения
          Учебные циклы и проектируемые результаты их ных программ, 
		  учебников и учебных пособий
                                     
		Метрология, стандартизация и сертификация
		В результате изучения базовой части цикла студент должен знать: 
           - законодательные и нормативные правовые 
        акты, методические материалы по стандартиза-
        ции и сертификации;
           - основы технического регулирования;
           - систему государственного надзора и контро-
        ля, межведомственного и ведомственного контро-
        ля за стандартами, техническими регламентами;
           - организацию и технологию стандартизации
        и сертификации продукции;
           - порядок разработки, утверждения и внедре-
        ния стандартов, технических условий и другой
        нормативно технической документации.

               Выписка из ГОС ВПО по специальности 151001 –
                        Технология машиностроения

 Индекс               Наименование дисциплины и ее основные разделы

ОПД.Ф.05.          МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

                Исторические основы развития стандартизации и сертификации. Сер-
             тификация, ее роль в повышении качества продукции и развитие на меж-
             дународном, региональном и национальном уровнях.

                Правовые основы стандартизации. Международная организация по
             стандартизации (ИСО). Основные положения государственной системы
             стандартизации ГСС. Научная база стандартизации.

          Определение оптимального уровня унификации и стандартизации. Госу-
          дарственный контроль и надзор за соблюдением требований государст-
          венных стандартов. Основные цели и объекты сертификации.

             Правовые основы стандартизации. Международная организация по
          стандартизации (ИСО). Основные положения государственной системы
          стандартизации ГСС. Научная база стандартизации. Определение опти-
          мального уровня унификации и стандартизации. Государственный конт-
          роль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.
          Основные цели и объекты сертификации.

             Термины и определения в области сертификации. Качество продук-
          ции и защита потребителя. Схемы и системы сертификации. Условия
          осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертифика-
          ция. Правила и порядок проведения сертификации. Органы по сертифи-
          кации и испытательные лаборатории.

             Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измери-
          тельных) лабораторий. Сертификация услуг. Сертификация систем ка-
          чества.

    В учебном пособии рассмотрены: основные положения и принципы
технического регулирования в России, осуществляемого в соответствии с
Федеральным законом (ФЗ) «О техническом регулировании» от
27.12.2002 №184-ФЗ в редакции от 30.12.2009, структура и содержание
этого закона; роль технических регламентов (ТР) как документов, содер-
жащих обязательные требования к объектам технического регулирования,
цели принятия и порядок разработки и утверждения ТР, сущность госу-
дарственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР, права и
обязанности органов государственного контроля (надзора); основные эта-
пы развития стандартизации в России, основные понятия, цели и прин-
ципы стандартизации, функции Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии (Росстандарта) (ранее – Ростехрегулирова-
ния), как национального органа по стандартизации, назначение и функции
технических комитетов (ТК) по стандартизации; документы по стандарти-
зации, их назначение и область применения, правила разработки и утвер-
ждения; вопросы стандартизации на международном и региональном
уровнях; национальные системы стандартизации ведущих стран мира;
сущность гармонизированных стандартов, их значение для развития меж-
дународной торговли, уровни гармонизации стандартов; содержание и об-
ласть применения методов стандартизации, в том числе основных – пара-
метрической стандартизации и унификации; используемые в машино-
строении общетехнические системы стандартов; термины и определения в
области подтверждения соответствия, цели, принципы и формы подтвер-
ждения соответствия; системы сертификации и их типовая структура;
схемы обязательного подтверждения соответствия, их содержание и об-
ласти применения, основные этапы процесса сертификации, основные по-
ложения сертификации систем менеджмента качества (СМК), произ-
водств, персонала, работ и услуг, сертификации на соответствие экологи-
ческим требованиям; национальные системы сертификации ведущих
стран мира, вопросы региональной и международной сертификации;
функции и порядок аккредитации органов по сертификации и испыта-
тельных лабораторий.
    Целью настоящего учебного пособия является оказание помощи сту-
дентам при изучении лекционного курса и освоении разделов дисцип-
лины, вынесенных на самостоятельную проработку, привитие им умений
и навыков использования полученных знаний при решении вопросов стан-
дартизации и сертификации технологических процессов, средств техноло-
гического оснащения и продукции машиностроительных предприятий.
    Основными задачами пособия являются: ознакомление студентов с
основами технического регулирования в России, направленного на право-
вое регулирование отношений, возникающих при исполнении обязатель-
ных требований ТР, исполнении на добровольной основе требований на-
циональных стандартов и других нормативных документов, а также при
оценке соответствия; с целями и принципами стандартизации и серти-
фикации; с системами и органами по стандартизации, методами стандар-
тизации, формами и схемами подтверждения соответствия; организации-
онными вопросами аккредитации органов по сертификации и испытатель-
ных лабораторий.
    Полное освоение материала по соответствующим разделам дисципли-
ны возможно лишь при тщательном изучении конспекта лекций и матери-
алов, изложенных в настоящем учебном пособии и рекомендуемой лите-
ратуре. Для самоконтроля полученных знаний предназначены контроль-
ные вопросы, приведенные в конце каждого раздела, и тестовые задания
(прил. 1).

 
                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                1.1. Основы технического регулирования

     В связи с глобализацией торговых отношений в результате деятельно-
сти международных и региональных организаций (Международной орга-
низации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической
комиссии (МЭК), Всемирной торговой организации (ВТО), Европейской
экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), организации Европейского
Союза (ЕС) и др.) сложилась мировая система технического регулирова-
ния, основные положения которой определены Соглашением ВТО по тех-
ническим барьерам в торговле, рекомендациями ЕЭК ООН, директивами
ЕС и международными стандартами. Присоединение той или иной страны
к этой системе обусловлено заинтересованностью страны в создании ус-
ловий для продвижения своих конкурентоспособных товаров на мировой
рынок.
     Переход России к рыночным отношениям определил необходимость
преобразования государственной системы технического нормирования,
представляющей собой систему государственной стандартизации и сер-
тификации, защищенную законами Российской Федерации «О стандарти-
зации» и «О сертификации продукции и услуг», в национальную систему
технического регулирования.
     Если система технического нормирования поддерживалась банком
документов, содержащим десятки тысяч государственных и отраслевых
стандартов и технических условий, обязательных для всех участников на-
родного хозяйства, то система технического регулирования направлена на
правовое регулирование отношений, возникающих при [9]:
     - разработке, принятии, применении и исполнении обязательных
требований к объектам регулирования, содержащимся в ТР;
     - разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной
основе требований к объектам регулирования, содержащимся в нацио-
нальных стандартах и других нормативных документах;
     - оценке соответствия.
     Объектами технического регулирования являются продукция и свя-
занные с ней процессы проектирования (включая изыскания), производст-
ва, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, а так же выполнение работ и оказание услуг.
В свою очередь, под продукцией понимают «результат деятельности,
представленный в материально-вещественной форме и предназначенный
для дальнейшего использования в хозяйственных или иных целях» ?.
     Основополагающим документом в области технического регулирова-
ния в России является ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря
2002 №184-ФЗ, существенно скорректированный по истечении восьми лет
его действия ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техни-
ческом регулировании» от 30.12.2009 №385-ФЗ.
     Содержание и основные положения закона «О техническом регулиро-
вании» отражает схема на рис. 1.1.
     В соответствии с этим законом техническое регулирование осуществ-
ляется в соответствии с принципами:
     «применения единых правил установления требований к продукции
или к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хране-
ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию
услуг;
     соответствия технического регулирования уровню развития нацио-
нальной экономики, развития материально-технической базы, а также
уровню научно-технического развития;
     независимости органов по аккредитации, органов по сертификации
от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
     единой системы и правил аккредитации;
     единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений
при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
     единства применения требований технических регламентов незави-
симо от видов или особенностей сделок;
     недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккре-
дитации и сертификации;
     недопустимости совмещения полномочий органа государственного
контроля (надзора) и органа по сертификации;
     недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккре-
дитацию и сертификацию;
     недопустимости внебюджетного финансирования государствен-
ного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регла-
ментов;
     недопустимости одновременного возложения одних и тех же полно-
мочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за со-
блюдением требований технических регламентов».
                  2. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

            2.1. Содержание, порядок разработки и принятия
                       технических регламентов

    Технические регламенты – документы, содержащие обязательные
требования к объектам технического регулирования.
    В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» ТР принима-
ются в целях:
    «защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или
юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
    охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
    обеспечения энергетической эффективности;
    предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».
    Указанный ФЗ утверждает, что «принятие технических регламентов
в иных целях не допускается».
    Для достижения названных целей ТР устанавливают (с учетом степе-
ни риска причинения вреда) минимально необходимые требования, обес-
печивающие:
    «безопасность излучений;
    биологическую безопасность;
    взрывобезопасность;
    механическую безопасность;
    пожарную безопасность;
    промышленную безопасность;
    термическую безопасность;
    химическую безопасность;
    электрическую безопасность;
    ядерную и радиационную безопасность;
    электромагнитную совместимость в части обеспечения безопаснос-
ти работы приборов и оборудования;
    единство измерений;
    другие виды безопасности».
    ФЗ «О техническом регулировании» подчеркивает, что требования ТР
«не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской
деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для
выполнения целей» перечисленных выше.
    ТР содержит:
    - перечень и (или) описание объектов технического регулирования;
    - требования к этим объектам;
    - правила идентификации объектов в целях применения ТР;
    - правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом сте-
пени риска; в том числе – могут содержать схемы подтверждения соот-
ветствия, порядок продления срока действия сертификата;
    - предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого
объекта;
    - требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и
правилам их нанесения.
    Содержащиеся в ТР обязательные требования к объектам техническо-
го регулирования, правила и формы оценки соответствия, правила иден-
тификации объектов, требования к терминологии, упаковке, маркировке
или этикеткам и правила их нанесения имеют прямое действие на всей
территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем
внесения изменений и дополнений в соответствующий ТР.
    В ТР кроме названных выше требований к объектам регулирования
могут содержаться специальные требования:
    - обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовер-
шеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов);
    - применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если
отсутствие таких требований в силу климатических и географических
особенностей приведет к недостижению указанных выше целей.
    Помимо этого ТР устанавливают «минимально необходимые ветери-
нарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции,
происходящей из отдельных стран и/или мест», представляющие обяза-
тельные для исполнения требования и процедуры, исключающие возмож-
ность переноса и распространения животными, растениями и другими
объектами вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней и т. д.
    ТР «применяются одинаковым образом и в равной мере независимо
от страны и (или) места происхождения продукции», то есть их требова-
ния обязательны для продукции независимо от того произведена она в
России или в другой стране для использования в нашей. Эти же положе-
ния касаются связанных с продукцией процессов проектирования, произ-
водства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пере-
возки, реализации и утилизации.
    При разработке проектов ТР в качестве основы должны исполь-
зоваться полностью или частично соответствующие международные стан-
дарты за исключением случаев, если такое использование признано невоз-
можным вследствие:
    - климатических и географических особенностей Российской Феде-
рации, технических и (или) технологических особенностей;
    - того, что Российская Федерация выступала против принятия этих
международных стандартов или отдельных их положений.
    Национальные стандарты могут использоваться в качестве основы
для разработки проектов ТР.
    ТР может быть принят ФЗ или постановлением Правительства РФ, а в
особых случаях – указом Президента РФ или ратификацией международ-
ного договора на федеральном уровне, т. е. Государственной Думой.
    Президент РФ вправе издать ТР без публичного обсуждения при воз-
никновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе здо-
ровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и рас-
тений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции и свя-
занных с ней процессов необходимо незамедлительное принятие соответ-
ствующего нормативного правового акта о ТР.
    Основная форма принятия ТР – ФЗ. Со дня вступления в силу ФЗ о
ТР, соответствующий ТР, изданный указом Президента РФ или постанов-
лением Правительства РФ, утрачивает силу.
    Для того, чтобы национальная система технического регулирования
соответствовала интересам национальной экономики, уровню развития
материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а
также международным нормам и правилам Правительство РФ подготав-
ливает и утверждает Программу разработки ТР, которая ежегодно уточня-
ется и публикуется.
    В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» разработать
проект ТР может любое заинтересованное в нем юридическое лицо.
    Для бизнеса стимулом для разработки ТР может быть возможность
изменения или отмены действующих, но устаревших норм, а также правил
оценки соответствия; для потребителей – недостаточно высокий уровень
защиты прав по действующим нормам; для контролирующих органов –
легализация обязательных норм, ранее установленных ведомственными
документами; для государственных учреждений и органов государст-
венной власти – программные установки Президента и Правительства РФ,
определяющие тактику и стратегию экономического развития страны [1].
    О разработке проекта ТР должно быть опубликовано уведомление в
печатном издании федерального органа исполнительной власти по техни-
ческому регулированию и в информационной системе общего поль-
зования в электронно-цифровой форме.
    Наряду с обоснованием необходимости разработки ТР и рядом других
положений уведомление должно содержать информацию о способе озна-
комления с проектом ТР и адресах, по которым должен осуществляться
прием замечаний заинтересованных лиц.
    Учитывая полученные в ходе публичного обсуждения замечания за-
интересованных лиц, разработчик дорабатывает проект ТР и публикует
уведомление о завершении публичного обсуждения в том же печатном
издании и информационной системе.
    Срок публичного обсуждения проекта ТР со дня опубликования уве-
домления о разработке проекта ТР до дня опубликования уведомления о
завершении публичного обсуждения не может быть менее двух месяцев.
    Проект ФЗ о ТР вносит в Государственную Думу субъект права зако-
нодательной инициативы, к которым согласно Конституции РФ относятся:
Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Го-
сударственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы
субъектов Российской Федерации. Далее проект федерального закона о ТР
направляется Государственной Думой в Правительство РФ, которое в те-
чение девяноста дней готовит для Государственной Думы отзыв о проекте
ФЗ о ТР, с учетом заключения экспертной комиссии по техническому ре-
гулированию. После этого проект ФЗ о ТР рассматривается Государствен-
ной Думой в первом чтении и публикуется в том же печатном издании
федерального органа исполнительной власти по техническому регулиро-
ванию и той же информационной системе общего пользования, что и уве-
домления.
    Внося поправки, учитывающие поступившие замечания к принятому
в первом чтении проекту ФЗ о ТР, разработчик готовит проект к рассмот-
рению в Государственной Думе во втором чтении. Рассмотрению проекта
закона во втором чтении в Государственной Думе предшествует полу-
чение последнего отзыва на проект Правительства РФ, подготовленного с
учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулиро-
ванию.
    ФЗ о ТР, принятый Государственной Думой во втором чтении, публи-
куется в том же печатном издании и той же информационной системе, что
и уведомления, и вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев со
дня его официального опубликования.
    Более простым является порядок принятия ТР постановлением Пра-
вительства РФ (см. [9]).
    Если ТР перестает соответствовать интересам национальной эконо-
мики, развитию материально-технической базы и уровню научно-
технического развития, а также международным нормам и правилам, вве-
денным в действие в РФ, правительство РФ обязано начать процедуру
внесения изменений в ТР или отмены ТР.

    2.2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований
                        технических регламентов

    Одной из важнейших составляющих обеспечения качества изделий
является контроль за соблюдением требований ТР и стандартов всех кате-
горий.
    В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» «контроль
(надзор) за соблюдением требований технических регламентов – провер-
ка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предприни-
мателем требований технических регламентов к продукции или к связан-
ным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа-
ции и утилизации и принятие мер по результатам проверки».
    В отношении продукции государственный контроль (надзор) за со-
блюдением требований ТР осуществляется исключительно на стадии об-
ращения продукции.
    Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР
осуществляют:
    - федеральные органы исполнительной власти;
    - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    - подведомственные органы исполнительной власти;
    - государственные учреждения, уполномоченные на проведение го-
сударственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
     Органы государственного контроля (надзора) вправе:
     «требовать от изготовителя (продавца, лица выполняющего функ-
ции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответст-
вии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие
продукции требованиям технических регламентов или их копий, если при-
менение таких документов предусмотрено соответствующим техниче-
ским регламентом;
     осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзо-
ру) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, ус-
тановленном законодательством Российской Федерации;
     выдавать предписания об устранении нарушений требований техниче-
ских регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
     направлять информацию о необходимости приостановления или пре-
кращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по
сертификации; выдавать предписания о приостановлении или прекраще-
нии действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию,
и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти,
организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о со-
ответствии;
     привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняю-
щее функции иностранного изготовителя) к ответственности, преду-
смотренной законодательством Российской Федерации;
     принимать иные предусмотренные законодательством Российской
Федерации меры в целях недопущения причинения вреда».
     Органы государственного контроля (надзора) обязаны:
     «проводить в ходе мероприятий по государственному контролю
(надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяс-
нительную работу по применению законодательства Российской Феде-
рации о техническом регулировании, информировать о существующих
технических регламентах;
     соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;
     соблюдать порядок осуществления мероприятий по государствен-
ному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регла-
ментов и оформления результатов таких мероприятий, установленный
законодательством Российской Федерации;
     принимать на основании результатов мероприятий по государст-
венному контролю (надзору) за соблюдением требований технических
регламентов меры по устранению последствий нарушений требований
технических регламентов;
    направлять информацию о несоответствии продукции требованиям
технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 на-
стоящего Федерального Закона;
    осуществлять другие предусмотренные законодательством Россий-
ской Федерации полномочия.
    Осуществлять обязательный контроль и соблюдать требования 
на какой товар нужен пожарный сертификат и своевременно проводить 
регламентирующие мероприятия по сертивикации.
    В случае ненадлежащего выполнения своих служебных обязанностей
при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), а
также в случае совершения противоправных действий (бездействия) орга-
ны государственного контроля (надзора) и их должностные лица несут от-
ветственность в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции. При этом органы государственного контроля (надзора) в течение ме-
сяца должны информировать лицо, права и законные интересы которого
нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении зако-
нодательства Российской Федерации.
    В ФЗ «О техническом регулировании» определены также:
    - ответственность изготовителя (исполнителя, продавца или лица,
выполняющего функции иностранного изготовителя) за нарушение требо-
ваний ТР, неисполнение предписаний и решений органа государственного
контроля (надзора), причинения вследствие нарушений требований ТР
вреда (появления угрозы вреда) жизни или здоровью граждан, имуществу
физических или юридических лиц, государственному или муниципально-
му имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и рас-
тений;
    - правила информирования заинтересованных лиц о несоответствии
продукции требований ТР.

                     2.3. Контрольные вопросы

    1. Каковы цели принятия ТР?
    2. Какие требования устанавливают ТР?
    3. Каково содержание ТР?
    4. ТР имеют прямое действие на всей территории России или на ее
ограниченной теми или иными факторами части?
    5. Могут ли в ТР содержаться специальные требования? Если да, при-
ведите пример таких требований.
    6. В отношении какой продукции в ТР устанавливают ветеринарно-
санитарные и фитосанитарные меры?
    7. Обязательны ли требования ТР для продукции, произведенной в
другой стране, а используемой в нашей?
    8. Могут ли при разработке проектов ТР в качестве основы использо-
ваться международные стандарты? В каких случаях такое использование
международных стандартов недопустимо?
    9. Могут ли при разработке проектов ТР в качестве основы использо-
ваться национальные стандарты РФ?
    10. Какие виды принятия ТР вы знаете?
    11. В каких случаях изданию ТР может не предшествовать его пуб-
личное обсуждение?
    12. Где публикуют уведомление о разработке проекта ТР?
    13. Каков срок публичного обсуждения проекта ТР?
    14. В каких случаях Правительство РФ начинает процедуру внесения
изменений в ТР или отмены ТР?
    15. В чем заключается сущность контроля (надзора) за соблюдением
требований ТР?
    16. На какой стадии жизненного цикла продукции осуществляется
контроль (надзор) за соблюдением требований ТР?
    17. Какие органы осуществляют контроль (надзор) за соблюдением
требований ТР?
    18. Какими правами и обязанностями обладают органы государствен-
ного контроля (надзора)?
     
Для студентов бывает нужна справка вызов на сессию.
Документы для поступления, необходимый минимум, практикум по направлениям, документация по программированию, личные странички, курсы лекций по основным направлениям специальности.
в начало