ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Т.М. КАЛИНИНА, часть 1

 

Предисловие
Профессионально-педагогическая практика является важнейшей частью подготовки педагогов профессионального образования. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя и мастера профессионального обучения, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и с личностью самого педагога, его творчеством.
Профессионально-педагогическая практика – это самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии форм, средств и методов педагогической деятельности при формировании профессиональных знаний и умений обучающихся. В процессе формирования знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося.
Особенность практики состоит в том, чтобы будущий педагог профессионального обучения научился работать с учебным материалом технической дисциплины, приемам и методам формирования технических знаний и профессиональных умений, навыков у обучающихся ПУ, колледжа.
Знание содержания предмета технических дисциплин необходимо для будущего педагога профессионального обучения, но для организации учебного процесса требуется знать закономерности учебного процесса, психологию учебной деятельности учащихся. Знание дисциплины – это лишь один из факторов реализации методики обучения. Объектами познания технических наук являются технические устройства и системы. Профессионально-педагогическая практика не занимается техническими устройствами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания – общественный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки. Предмет рассмотрения Профессионально-педагогической практикизакономерности методической деятельности педагога профессионального обучения. То есть при прохождении профессионально-педагогической практики происходит соединение знания дисциплины со знаниями процесса обучения.
Профессионально-педагогическая практика носит теоретико-прикладной характер. В ходе её выполнения осваивается методика теоретического исследования, приобретается опыт педагогического проектирования учебного процесса в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования.
Основная цель профессионально-педагогической практики формирование умений самостоятельно разрабатывать методику преподавания таких дисциплин, по которым в вузе педагог получил лишь предметные, а не методические знания. Поэтому основное содержание практики связано с изучением и анализом существующей учебно-программной документации для подготовки рабочих и специалистов разработкой и апробацией частной методики обучения.
По окончании профессионально-педагогической практики студент, будущий педагог профессионального обучения, должен: иметь представление:
1)     о системе подготовки кадров для текстильного, швейного, пищевого и машиностроительного производств;
2)     о методологических основах теоретического и практического обучения рабочих по профессиям текстильного, швейного, пищевого и машиностроительного производства;

3) о методологии проектирования образовательных систем;

быть способен:

1)     адаптировать методические разработки к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях швейного, пищевого и машиностроительного профиля;

2)     самостоятельно работать с технической и справочной литературой;

знать и уметь использовать:

1)     основные требования, содержание методики организации и проведения профессиональной подготовки рабочих и специалистов;
2)     дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств;
3)     сущность, содержание и структуру образовательного процесса;
4)     формы, средства и методы профессионально-педагогической деятельности;
5)     основы проектирования содержания профессионального образования;
6)     профессиональную лексику;

7)     современные педагогические и психологические технологии;

уметь:

1)     направлять саморазвитие и самовоспитание личности;
2)  организовывать процесс профессионального самоопределения личности обучаемых;
3)     выбирать средства и методы обучения, разрабатывать индивидуальную личностно ориентированную технологию обучения;
4)     выявлять и оценивать результаты деятельности педагога и работы обучаемых;
5)  разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить различные типы и виды занятий по теоретическому и профессиональному обучению в образовательных учреждениях швейного, пищевого и машиностроительного профилей;
6)     разрабатывать различные виды учебно-программной и методической документации для подготовки рабочих текстильной, легкой, пищевой и машиностроительной отраслей; использовать сайт преподавателя для оперативного информирования студентов и контроля знаний;

7)     разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса в образовательных учреждениях швейного, текстильного, пищевого и машиностроительного профилей;

владеть:

1)    методиками проектирования, организацией проведения занятий по общетехническим и специальным дисциплинам, практическому (профессиональному) обучению в области текстильной, легкой, пищевой и машиностроительной промышленности;
2)     методиками проектирования педагогических технологий и технико-методического обеспечения для подготовки современного рабочего, специалиста текстильной, легкой, машиностроительной, и пищевой промышленности;
3)     умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе.
Содержание дневника профессионально-педагогической практики составлено в соответствии с принципом вариативности, что позволит творчески подходить к использованию методических материалов студентам и преподавателям.
1 Права и обязанности студентов-практикантов
В период профессионально-педагогической практики студент должен проявлять себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, активностью, глубоким интересом к работе и любовью к учащимся, к педагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия. В процессе работы с учащимися студент должен стремиться показать свою профессиональную компетентность, активно участвовать в жизни коллектива профессионального учебно-воспитательного учреждения.
Студенты - практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики университета, администрации и преподавателям профессионального учебно-воспитательного учреждения, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики; участвовать в конференциях и совещаниях; пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Каждый студент ведет дневник (единый со 2 по 5 курс), в котором фиксирует результаты наблюдений и анализа учебно-воспитательной работы с учащимися, а также тетрадь с планами-конспектами всех проведенных учебных занятий, воспитательных и внеклассных мероприятий по учебной дисциплине.
Практикант организует свою деятельность в соответствии с требованиями Устава профессионального учебно-воспитательного учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руководителя практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.
Студент, отстраненный от практики или работа которого на непрерывной педагогической практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению совета кафедры ему может, предложено прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.
С правами и обязанностями ознакомлен:
___________________________________________________________________
Ф.И.О. (полностью) __________________________________________________

 

.