Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Христианский социализм - учение, признающее существование социального зла в современном общественном строе и стремящееся исправить его при помощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа, не выходя за рамки нынешних государственных форм и сохраняя господство частной собственности. В этих широких пределах заключаются учения, весьма далеко расходящиеся между собою и имеющие весьма различные источники. Иногда христианский социализм исходит главным образом из сознания несовершенств существующего строя, и в таком случае идет очень далеко навстречу социализму демократическому или революционному, по крайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых им современному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечных стремлениях, т. е. домогаться перемены всех основ государственной и общественной жизни. Таков характер имел Х. социализм в Англии, имеет теперь в Бельгии. В других случаях Х. социализм возникает в среде консервативных групп общества, в виде реакции против распространения в народе социализма демократического; он указывает, что самые существенные для интересов народной массы требования социализма (братство, равенство, помощь бедным) заключаются уже в Евангелии, нисколько, в принципе, не противоречат основам семьи, религии и государства, и могут быть осуществлены этим последним. В этих случаях Х. социализм подчеркивает по преимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения, являясь консервативным, иногда даже прямо враждебным социализму агитационным средством; не редко он даже вырождается в антисемитизм. Таким в своем главном течении он является, в Германии и еще больше в Австрии. Сообразно с тем, появляется ли он в среде католиков или протестантов, он принимает форму католического социализма или евангелического. Впервые Х. социализм возник во Франции, затем в Англии. Здесь, рядом со сравнительно слабым католическим социализмом, довольно рано возникло среди членов и духовенства протестантских церквей другое направление, не имевшее, однако, узко конфессионального характера и потому называвшее себя просто Х. социализмом. Главным провозвестником его был англиканский священник Морис, затем другой священник Кингслей; весьма близко к Х. социализму стояли Карлейль и член парламента лорд Ашлей (граф Шафтсбюри). Этот Х. социализм был под сильным влиянием Р. Овена, не смотря на ярко выраженный атеизм последнего; основанием его было стремление улучшить положение народа. Расцвет его совпадает с эпохой чартистского движения и первым десятилетием после его поражения. Английские Х. социалисты принимали деятельное участие (Ашлей - в парламенте, другие - в литературе и при помощи агитации) в выработке и развитии фабричного законодательства и других отделов социального законодательства, в устройстве библиотек и организации рабочих союзов; тред-юнионы всегда пользовались поддержкой и сочувствием Х. социалистов. При этом, однако, Х. социалисты в Англии никогда не организовывались в политическую парию, всегда оставаясь лишь более или менее обширною группою людей или сообществ, связанных только общностью взглядов. В 1880-х гг., в период упадка Х. социализма, возник существующий доныне Christian Social Union, основанный Гедламом (Headlam): это - сообщество интеллигентных деятелей для агитации, при помощи печати и митингов, за разрешение специального вопроса при помощи религиозно-нравственных средств. Немало Х. социалистов входит в состав Фабианского общества. В Бельгии сторонники католического социализма составляют вполне организованную политическую партию (во главе ее стоит Даенс), борющуюся против клерикалов, либералов и социалдемократов за политическое господство и имеющую своих сторонников в парламенте. Они являются одной из оппозиционных партий и гораздо чаще вотируют с социалдемократами, чем с клерикалами. В Германии рядом с Кеттелером, давшим толчок развитию католического социализма, еще в 1840-х гг. Вихерн положил начало евангелическому социализму. Сперва это было течение, имевшее отчасти благотворительный характер, отчасти пиетистический. Основывались "союзы христианских молодых людей", "христианских девушек" и т. п., для совместного отдыха и чтения религиозно-нравственных книг; учреждались народные дома, всевозможные убежища и т. д.; с 1860-х гг. в значительных размерах стали возникать христианские, как конфессиональные (католические и протестантские), так и внеконфессиональные религиозные союзы рабочих, в противовес социалдемократическим союзам. Особенный успех они имели на западе и юге, т. е. в католической Германии, где число таких союзов считается сотнями, а число их членов - сотнями тысяч; там они ведут политическую борьбу, поддерживая клерикальную парию. Во главе их стоит Volksverein fur das Katholische Deutschland в Мюнхен-Гладбахе, основанный Виндгорстом и развивающий обширную литературно-издательскую деятельность. Социальные элементы в учении этих Х. социалистов весьма слабы; над ними доминируют элементы религиозные. В 1878 г. придворный пастор (евангелик) Штеккер основал в Берлине христианско-социальную партию, которая быстро усилилась и в его руках была сильным орудием против социал-демократии. В ее программе социальные элементы также были весьма слабы. Это была собственно одна из организаций консервативной партии, с некоторыми отличиями, из которых важнее были элементы антисемитизма, чем социальные. Она дала толчок развитию антисемитической партии и сама скоро выродилась в одну из разновидностей. В 1890 г. тот же Штеккер, вместе с проф. Адольфом Вагнером и др., основал "Евангелические социальные конгрессы", собирающиеся доныне ежегодно в различных городах Германии и для обсуждения способов разрешения социального вопроса на основе существующего государства и христианства. В этих конгрессах принимали участие весьма разнообразные элементы, от крайних консерваторовпиетинистов - Штеккера и Ад. Вагнера - до радикалов вроде пастора Гере (позднее перешедшего в лагерь социал-демократов) и свободомыслящего богослова Гарнака. В их протоколах заключается весьма ценный материал, но большого практического значения конгрессы не имели. В Австрии в 1896 г. возникла политическая партия под названием христианско-социальной рабочей партии, с д-ром Луегером во главе; она имеет резко выраженный антисемитический характер; социальные элементы, весьма слабые даже в программе, оказались совершенно отсутствующими на практике, когда в руки этой партии перешла власть в городском управлении Вены и в нижнеавстрийском ландтаге. Она преследовала народных учителей и других городских служащих за мнения, уменьшила школьный бюджет, увеличила расходы на постройку церквей, ничего не сделала ни для улучшения положения рабочих и низших городских служащих, ни для городского благоустройства. См. Lujo Brentano, "Die ChristlichSoziale Bewegung in England" (Лпц., 1883); Kaufmann, "Christian Socialism" (Лонд., 1888); Schulze Gavernitz, "Zum socialen Frieden" (т. I); Ностиц, "Рабочий класс Англии" (М., 1902); Jorg, "Gesch. der sozialpolitischen Parteien in Deutschland" (Фрейбург, 1867); Guerin, "Socialism chretien" (в "Nouveau Dictionnaire de l'Economie politique"); Stocker, "Christlichsocial (2 изд., Берл., 1890); Gohre, "Die Evangelisches-oziale Bewegung" (Лпц., 1896); многочисленные брошюры Hayманна; "Berichte uber die Verbandlungen der Evangelisch-Sozialen Kongresse" (Берлин и Геттинген, 1890 и сл.); статья "Sozial-Konservative Bestrebungen" в "Handworterbuch der Staatswissenschaften" (2 изд., т. VI). В. Водовозов.
 
Главная страница