Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Темпера (итальянск. tempera, a tempera; франц. a la detrempe) - употреблявшийся на всем протяжении средних веков способ живописи красками, смешанными с разжиженным яичным желтком, с разведенным в воде клеем, с липкой жидкостью, вываренной из обрезков пергамента и (в Италии) с соком фигового дерева. Этим способом писались образа и станковые картины на С и З Европы до половины XV стол., - до тех пор, пока братья ван Эйки, в Нидерландах, не внесли значительных усовершенствований в живопись масляными красками. В Италии, Т. продержалась несколько дольше; сперва, преимущественно в Тоскане, при письме Т. стали отчасти пользоваться средствами живописи на масле, а потом, когда окончательно выработанные приемы ван Эйковского письма были занесены, около 1500 г., в Венецию, этот способ совершенно вытеснил Т. из употребления. Картины, писанные Т., выходили матовыми; для придания блеска и яркости их колориту, на них наводился род лака, составленного из смолы, растворенной в эфирном масле. К Т. должно отнести, как одно из ее видоизменений, способ живописи, существовавший в древности на Руси и доныне практикуемый нашими иконописцами. В недавнее время бар. Перейра ввел в употребление для живописи, под названием Т., краски без примеси жирных и маслянистых веществ; исполненное ими походит на пастель, и, будучи покрыто лаком, не уступает в силе живописи на масле, а в отношении неизменяемости и долговечности, по уверению изобретателя, даже превосходит ее. Ср. Bar. v. Pereira, "Leitfaden der Temperamalerei" (Штуттгарт, 1893).
 
Главная страница