Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Тард (Gabriel Tarde) - французский социолог и криминалист (род. в 1843 г.). Служил в судебном ведомстве, был потом начальником статистического бюро в министерстве юстиции; теперь преподает в высших учебных заведениях Парижа (College de France, Ecole des sciences politiques. College libre des sciences sociales). В 1900 г. он избран в члены академии нравственных и политических наук. Как социолог, Т. может быть назван представителем психологического направления. Известность его зиждется главным образом на его труде: "Les lois de l'imitation" (1890, русский перев. 1892). Кроме массы статей, разбросанных по разным периодическим изданиям и отчасти собранных в "Essais et melanges sociologiques" (1895), он написал еще: "La foule criminelle" (1892), "Les transformations du droit" (1893), "Logique sociale" (1895), "L'opposition universelle" (1897), "Etudes de psychologie sociale" (1898), "Les lois sociales" (1898), "Les transformations du pouvoir" (1899) и "L'opinion et la foule" (1901), а также несколько работ по теории уголовного права ("Преступная толпа" и "Социальная логика", перев. на рус.). Сущность социологических взглядов Т. определяется исходным их положением, по которому общественность тесно связана с подражательностью. Основной закон всего сущего - всемирное творение, под формами волнообразного движения в неорганической природе, наследственности в мире органическом и подражания в жизни общества. Т. говорит даже, что общество, в конце концов, есть подражание ("la societe, c'est l'imitalion"). Если бы, однако, действовал этот только закон, то была бы невозможна эволюция; но дело в том, что повторяющиеся ряды вторгаются один в другой, тем самым вызывая уклонения от строгого повторении, и потому кроме подражания действует еще инновация, которую мы называем индивидуальными особенностями, личной оригинальностью, инициативой и т. п. Подражание подхватывает то, что было сначала лишь уклонением; этим путем единичный случай тоже начинает повторяться, и то, что первоначально было случайным исключением, становится общим правилом для целого ряда случаев. См. ст. Beulot ("Rev. Phil.", 1896), Wrobblewska, "Arch. fur Gesch. der Philosophie" (1896) и брошюру А. Козлова, "Т. и его теория общества" (1886). Н. Карпева. Как криминалист, Т. стоит одинаково далеко и от классической школы, и от итальянских антропологов-позитивистов. по методу и приемам исследования он примыкает ко вторым, по существу своих воззрений - является самым решительным их противником. Главное его сочинение: "La philosophie penale" (1890) представляет собою критически разбор теории Ломброзо. Задачи и цели наказания, по Т., эволюционируют. Первоначальная цель наказания - очищение общества: грех должен быть смыть. Затем выдвигается момент устрашения. Современные карательные меры должны иметь целью исправление. Наряду с полной вменяемостью и полной безответственностью, Т. допускает вменяемость частичную или ослабленную. Возражая против учения Гарофало о так паз. естественных преступниках, Т. утверждает, что во многих случаях в человеке исчезают чувства альтруистические и до крайности развивается эгоизм не до, а после совершения преступления, так что не отсутствие альтруизма порождает преступление, а наоборот. Момент предумышления в его глазах не имеет того значения, которое за ним удерживается классической доктриной. Покушение на преступление должно влечь то же наказание, как и оконченное деяние, ибо преступник подвергается наказанию не за вред; им причиненный, а в виду той опасности, которую создают для общества проявленные им антисоциальные свойства. Учение о соучастии, как об особой форме виновности, обусловливающее особый порядок назначения наказания за общее дело, могло, по мнению Т., иметь место лишь тогда, когда судили не живых людей, а отвлеченное дело; теперь вина каждого из соучастников должна быть исследуема самостоятельно и каждый должен быть наказываем только за то, что он сам сделал. В области процесса Т. выступает, вслед за итальянскими позитивистами, энергичным противником суда присяжных, за его слабость и безграничную снисходительность, Функции суда, по его учению, должны быть переданы специалистам, изучавшим физиологию, психологию и социологию и знакомым с арестантами, с их жизнью и бытом. Кроме "Философии уголовного права", Т. написал: "La criminalite comparee" (1886), "Etudes penales et sociales" (1891) и несколько статей и отчетов в различных статистических и криминалистических изданиях. Он состоит одним из редакторов "Archives d'antropologie criminelle". См. В. Д. Спасович, "Новые направления в науке уголовного права" (М., 1868). К. Л.
 
Главная страница