Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Стопа (Fuss, pied- от обыкновения отбивать такт ногой)- простейшая ритмическая единица в стихотворной речи, состоящая из одного повышения и одного понижения, т. е. в русском стихосложении - из одного слога с ударением и одного или двух слогов без ударения. Древняя метрика, строившая стопы не на основании ударений, а в связи с долготой и краткостью слогов, знала следующие виды стоп: I. Двусложные: 1) спондей : - - 2) хорей или трохей: - И 3) ямб: И - 4) пиррихий : И И II. Трехсложные: 5) дактиль: - И И 6) анапест или антидактиль : И И - 7) молос или тримацер: - - - 8) трибрахий: И И И 9) амфибрахий или брахихорей: И - И 10) амфимацер или кретикус: - И - 11) бакхий И - - 12) антибакхий или палимбакхий: - - И III. Четырехсложные: 13) диспондей: - - - - 14) диямб : И - И - 15) дихорей: - И - И 16) хориямб: - И И - 17) антиспаст: И - - И 18) прокелевсаматик: И И И И 19) ионик больший : - - И И 20) ионик меньший: И И - - 21) пеон первый: - И И И 22) пеон второй: И - И И 23) пеон третий: И И - И 24) пеон четвертый: И И И - 25) эпитрит первый : И - - - 26) эпитрит второй: - И - - 27) эпитрит третий: - - И - 28) эпитрит четвертый: - - - И Наше стихосложение удержало из этих стоп только хорей, ямб, дактиль, анапест и амфибрахий. По первой стопе определяется ритмическое движение всего стиха; кажущееся исключение составляют стихи с затактом, где при счете первый слог (всегда без ударения) не принимается в расчет; такие стихи употребительны у нас только в народной поэзии. Ар. Г-д.
 
Главная страница
Документы для поступления, необходимый минимум, практикум по направлениям, документация по программированию, личные странички, курсы лекций по основным направлениям специальности.
в начало