Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Социальная психология. - В классификации абстрактных наук, созданной Контом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии между биологией и социологией. Если, с одной стороны, новейшая психофизика является наукой, стоящей на рубеже между психологией и биологией, то, с другой стороны, также должна существовать особая научная дисциплина, которая равным образом представляла бы собой связующее звено между психологией и социологией. Индивидуум, как таковой, есть не только организм, но и продукт общества, членом которого он является перед нами. Отдельное я получает извне впечатления не только от окружающей его физической среды, но и от других таких же я, т. е. от общества, которое является для него тоже своего рода средою. В настоящее время в разных социальных науках даже особенно сильна тенденция сводить индивидуум на среду и видеть в индивидуальной психике лишь своего рода продукт психики коллективной. Но и эта последняя понимается, конечно, не в смысле "народного духа" романтиков, которые противополагали народный дух индивидуальной душе, как нечто от нее отличное и независимое. С. психика, как явление реального мира, не существует вне той или другой совокупности индивидуумов и является лишь продуктом психического взаимодействия единиц. Каждый из нас испытывает на себе влияние коллективной психики, приобщаясь к ней чрез непосредственное или посредственное общение с другими людьми, но в то же время такое общение наше с другими оказывает на них свое влияние и тем самым производит то или другое действие на С. психику, хотя бы это действие и было минимальным. Первичным элементом всех явлений, подлежащих изучению в С. психологии, следует считать психическое действие одного индивидуума на другой, которое само может быть весьма многообразным по своим способам (жесты, мимика, речь и т. п.) и не менее разнообразным по своим результатам. Один из первых, начавших систематически изучать этот вопрос - Н. К. Михайловский; он с особым вниманием отнесся к той стороне такого психического движения, которая может быть выражена словом внушение. Помимо того особого значения, какое этот термин получил в гипнотизме, внушение играет громадную роль в психической жизни человека. Сам психический процесс действия индивидуума на индивидуум именно в том и состоит, что мы постоянно бессознательно или сознательно внушаем другим то или другое из нашего внутреннего мира и подвергаемся таким же внушениям со стороны других. Правда, многие внушения проходят совершенно бесследно для нашей психической жизни, но другие вызывают к себе то или другое отношение, т. е. или отрицательное, или положительное. Последнее мы называем подражанием, которое Тард даже делает таким же законом С. жизни, каким является наследственность в жизни органической. Некоторые специальные случаи внушения и подражания давно уже сделались предметом научного исследования, каковы эпидемии морального характера у психиатров и преступления толпы у криминалистов. Результатами психического взаимодействия являются основные отличительные черты, кладущие общий отпечаток на лиц, находящихся между собой в постоянном общении или вообще вращающихся в той или другой среде. Так создаются и народные характеры, что даже дало повод создать особое направление в науке, известное под названием психологии народов. С. психология разработана еще крайне мало. Н. К.
 
Главная страница