Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Секуляризация. - В средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis - мирской, светский и т. п. Словом С. каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состояния владетеля в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). С. вещи состояла в утрате ею всех свойств церковного имущества и переход в светские руки. По каноническому праву такая С. могла совершаться только с согласия церковных властей; но на самом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых она производилась вопреки воли церкви (часто бывали и случаи вынужденного согласия, когда церкви и монастыри уступали сильным соседям отдельные угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С. в тех случаях, когда ее производили государи. В VIII в. на Западе большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским лицам Карлом Мартеллом, так что по этому вопросу понадобилось особое законодательство. В данном случае С. была вызвана потребностью государства в землях, которые оно могло бы раздавать за службу. Другой подобный случай был при имп. Генрих II. В конце средних веков против церковного и монастырского землевладения стала раздаваться проповедь лучших представителей самого духовенства (напр. Гуса), которые в богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту эпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии, напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам и монастырям (одним монастырям - около трети всей почвы). В Германии, кроме того, была масса духовных княжеств, напр. владения духовных курфюрстов или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиозная реформация сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример подали еще в XV в. гуситы, но главным образом С. совершилась в XVI в. Государи, приминавшие протестантизм, обыкновенно секуляризировали церковную и монастырскую собственность, при чем, в большинстве случаев, делились ею с дворянством. Ранее всего в эту эпоху С. была совершена в Германии. К секуляризации стремились рыцари, восставшие вскоре после начала проповеди Лютера. По совету последнего, князья, принявшие реформу, отобрали в казну все церковный земли, для содержания нового духовенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинстве случаев князья пользовались доходами с С. имений для других целей или раздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владения. Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан и превратившим свое владение в светское герцогство, был в 1525 г. гроссмейстер тевтонского ордена, Альбрехт Бранденбургский (секуляризация Пруссии). В эпоху аугсбургского религиозного мира было постановлено (reservatum ecclesiasticum), чтобы духовные лица, принимающие протестантизм, не имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо соблюдалось, и из-за его нарушения происходили постоянные распри между католиками. и протестантами. По вестфальскому миру 1648 г. в Германии подверглись С. некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Миндея, и др.). В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как то в Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в Польше, где удержался католицизм, протестантская шляхта овладевала участками земли, приписанными к приходским церквам, и церковной десятиной. В Англии С. распространилась только на монастырскую собственность, епископы, капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибавку к своим прежним землям. Генрих VIII, начавший реформацию в Англии, роздал много отобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другим лицам. Когда дочь его Мария задумала возвратить церкви конфискованный земли, то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своих прав (в Шотландии всеми духовными имениями завладело дворянство). При Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача дворянству секуляризованных земель. В эпоху первой английской революции, когда в Англии отменена была, временно, епископальная церковь предпринята была С. и той церковной собственности, которая не была тронута реформацией" Церковные имения решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому что не было доверия к прочности владения. Реставрация 1660 г. возвратила церкви ее прежнее положение в государстве и ее имения. Католическая реакция доложила предел процессу С., но он возобновился в XVIII в. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII века был неблагоприятен духовному землевладению. Уничтожение ордена иезуитов сопровождалось конфискацией всех его имуществ. Иосиф II в Австрии упразднил множество монастырей, обратив их имущества на государственные нужды. Новый период С. в католических странах начался с французской революцией. Учредительное собрание в 1789 г. объявило церковные земли собственностью нации и решило их продать для уплаты государственных долгов. Эту меру рекомендовали еще некоторые писатели: XVIII в., "для блага и пользы государства". Где. во время революции утверждалась власть французов или под их влиянием происходили политические перевороты, там обыкновенно совершалась. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. в Германии были секуляризованы все духовные княжества, которых оставалось еще очень много. С. 1803 г. была средством вознаграждения немецких князей, потерявших владения на левом берегу Рейна. В силу этой С. перестали существовать, как политические единицы, 23 епископства и аббатства (Бриксен, Триент, Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг, Фрейзинг, Ayrсбург, Пассау, Гидьдесгейм, Падерборн, Оснабрюк, Любек, Фульда, Кровей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс, Трир и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви. В более близкое к нам время С. совершена в Испании и Италии. В известном смысле С. представляет собою и превращение в светское владение бывшей Церковной области. В эпоху франц. революции Рим был объявлен республикой, при Наполеоне I присоединен к французской империи; во время революции 1848 г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской области совершилась в два приема - в 1860 г. (Ромавья) и в 1870 г., когда окончательно пала светская власть папы. С. эпох реформационной и революционной эпох влекла за собою важные политические и экономические следствия. В XVI в. она временно усилила власть правительств, дав им большие материальные средства, и в то же время создала из новых владельцев, получавших или покупавших бывшие духовные земли, класс ревностных защитников новых церковных или государственных порядков. В эпоху реформации приобретателями секуляризованных земель были преимущественно дворяне, в эпоху революции - отчасти буржуазия, отчасти крестьяне. Нередко при этом изменялся самый характер собственности, вследствие дробления крупных поместий на мелкие участки. С другой стороны, новые владельцы меняли в своих землях систему хозяйства. В Англии, напр., в XVI в. новые владельцы стали изменять способы пользования землей крестьянами к невыгоде последних (между прочим - заменяли пашню лугом), что вызвало ряд народных волнений. Важное экономическое значение С. оценено наукой лишь в сравнительно недавнее время, да и до сих пор история С. остается мало исследованной. В современной исторической науке термин С. получил и другое значение. Средневековая культура отличалась своим церковным характером, тогда как культура нового времени имеет существенно светский характер. Следя за изменениями, совершившимися в миросозерцании и настроении общества, историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства, права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеется освобождение от церковной опеки в умственной и общественной деятельности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы, признание законными радостей земного существования и т. п. (в отличие от теократиям, теологического догматизма и аскетизма). Первым культурным движением с таким характером был гуманизм. Религиозная реформация XVI в. и католическая реакция задержали процесс С. культуры, а "просвещение" XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом С. в этом смысле является клерикализм. В отдельных случаях С. жизни шла под специальными лозунгами, в роде реабилитации плоти (у сен-симонистов), лаицизации образования (французские школьные законы семидесятых и восьмидесятых гг. и т. п. ), но в сущности все это лишь отдельные виды С., которая, притом, может иметь весьма различные степени. Н. Карпев.
 
Главная страница
Документы для поступления, необходимый минимум, практикум по направлениям, документация по программированию, личные странички, курсы лекций по основным направлениям специальности.
в начало