Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Сарра (первоначально Сара) - супруга патриарха Авраама, мать Исаака. По Иepoниму и арабским писателям, С. была дочь отца Авраама, только от другой матери. Иоанн Златоуст, согласно с евреями, принимает ее за одно лицо с Есхою, дочерью старшего брата Авраама, Аррана (Быт. XI, 29); но первое мнение ясно подтверждается словами самого Авраама (Быт. ХХ, 12). С. была весьма красива и в бытность ее с мужем в Египте по причине голода подвергалась опасности, будучи взята ко двору фараона, но была спасена Богом (Быт. XII). Полагая, что в ней причина ее бесчадия, С. убедила Авраама войти к служанке ее Агари, чтобы от ее иметь детей; но Господь открыл Аврааму, что обетование Его о многочисленном потомстве относится вместе к нему и к С.; жене его, в знак чего Он переменяет их имена (по объяснению Иеронима Сара значит "госпожа или владычица моя", а С. - "владычица вообще", т. е. госпожа не одной только семьи, но многих народностей), нарекает имя будущему их сыну, Исааку, и к его потомству относит вечный завет Свой и обещание быть ему Богом; при этом учреждается обряд обрезания (Быт. гл. XVII). После истребления городов Содома и Гоморры, Авраам поселился на время в Гераре; здесь С., уже беременная, подвергалась новой опасности, но спасена была Богом (Быт. XX). С. скончалась 127 лет в Хевроне и там погребена Авраамом в купленной им для того пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле, против Мамре (Быт. ХХIII). В личности С. апостол Петр видит об раз истинной женской красоты и величия, состоящих не во внешних украшения, "не во внешнем плетении волос, не в золотых уборах, не в нарядности одежды, но в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Так некогда св. жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так С. повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1 Петр. III, 1 - 6). Пророк Исайя указывает на Авраама и С., как на прообразы ожидаемого дела спасения. Как С., после долгого неплодия, родила Исаака, так Сион, после долгого запустения, будет иметь радость и веселье торжествующего множества детей вокруг себя. Еще выше восстановления Израиля будет великое дело будущности: оно будет источником спасения для всех народов мира (Исаии LI, 2; LIV, 1, сд.). Апостол Павел видит в С. великую матерь народов, которой принадлежат все рожденные по духу; она - прообраз небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. IV,. 22 - 31). С. вспоминается православною церковью в неделю праотец. Ср. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883).
 
Главная страница
Документы для поступления, необходимый минимум, практикум по направлениям, документация по программированию, личные странички, курсы лекций по основным направлениям специальности.
в начало