Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Рамо (Jean-Philippo Rameau) - знаменитый французский композитор и теоретик (1683 - 1764). Еще будучи органистом в Клермоне, написал трактат о гармонии, вышедший в Париже в 1721 г., а также несколько мотетов, кантат, пьес для клавесина. Переехав в Париж, Р. издал "Nouvean systeme de musique theorique" (1726) и "Dissertation sur les differentes methodes d'accompagnement pour ie clavecin et pour l'orgue" (1732). В своих теоретических сочинениях Р. установил закон терцеобразного сложения аккордов и вывел из основных, терцеобразно составленных созвучий их обращение. Видными последователями теорий Р. были: д'Аламбер (1717 - 1783), Марпург (1718 - 1795, "Handbuch beim Generalbass und der Komposition") и Кирнбергер (1721 - 1783, "Die Kunst des reinen Satzes in der Musik"). Первая опера Р., "Самсон", музыка которой впоследствии была переделана для его же "Зороастра", была написана, когда ему было 50 лет; затем он написал еще 22 оперы и множество мелких музыкальных сочинений. Из опер Р. особенно выдается его "Castor et Pollux", заключающая в себе много прекрасных страниц и долго державшаяся в репертуаре наравне с операми Глюка. См. Maret, "Eloge historique de R." (П., 1766); Farrenc, "Notice biographique de Jean-Philippe R."; Da Charger, "Reflexion sur divers ouvrages de R." (Ренн, 1760). Н. С.
 
Главная страница