Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Персефона (PerVejonh, Persejassa; Perrejatta, Fersejassa, Ferrejatta, Korh), у римлян - Proserpina) - дочь Деметры (Цереры), супруга Аида (Плутона); неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (sw Jew) , с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ П. относится к глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о П. как о подземной богини, почитавшейся в местностях, которые изобиловали ущельями и пропастями, - а таких местностей в Греции было много. Средоточием сказаний о Н. служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти. На это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога Посейдона. Некоторые феогонии называют П. дочерью Стикса, елевзинское учение - его сестрой. Как дочь Деметры и Зевса, П. представлялась в образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении П. было подробно разработано представителями елевзинского и орфического вероучений. Местом похищения П. в древнейших сказаниях считался Океан, позднее - Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное искусство выделили в сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею цветов (так наз. AnJologia) и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда человеческому роду стала угрожать гибель от голода - так как земля, оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, - Зевс решил восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся отпускать П. ежегодно на свидание с матерью, на срок от весны до осени. В этом мифе символизирована смена времен года; чередование расцвета и увядания, переход от жизни к смерти. Позднее П. стали смешивать с Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный характер П. отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые, осенние - таинственные. К весенним праздникам относятся так наз. малые мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним - Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно также в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню, сидящую на троне рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором - колосья, мак, нарцисс и пр. Прозерпина, соответствовавшая в римской мифологии подземной П. греческого мифа, рассматривается то как самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere), при чем сходство в названиях греч. и лат. считалось случайным, то как греческая богиня, принятая в число италийских божеств. Ср. Preller. "Demeter u. Persephone" (Гамб., 1837); Overbeck. "Griech. Kunstmythologie. IV т. : Demeter u. Кога" (Лпц., 1878); Forster, "Raub und Ruckkehr der Persephone" (Штуттг., 1874). Я. О.
 
Главная страница