Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Пародия (от греческого слова parwdh - припев, куплет) - род сатирической поэзии, состоящий в том, что автор осмеивает какое-нибудь серьезное поэтическое произведение, подражая форме и тону последнего, но намеренно подставляя на место образов и понятий изящных и величавых смешные и ничтожные; происходит как бы выворачивание на изнанку осмеиваемого писателя (отсюда французский синоним пародии - travestie, "перелицовка"). П. свойственна не одной изящной литературе, но и другим искусствам - но там она носит уже другие названия; бывает даже музыкальная пародия (вроде "Райка" Мусоргского). От памфлета и сатиры П. отличается тем, что осмеивает не столько отдельных общественных лиц или целые общественные классы, сколько одного пародируемого писателя. П. развилась в Греции; один из древнейших ее памятников - П. "Илиады", комическо-героическая поэма Пигреса "Война мышей и лягушек". Развилась П., вероятно, из сатирических фарсов, которыми оканчивались, для развлечения зрителей, серьезные трагедии классической древности: в этих фарсах зачастую пародировалось содержание трагедий. На этой же почве развилась П. в римской литературе - из так наз. ателлан или ателланских россказней; в ателланах зачастую перелицовывались древнегреческие трагедии - например, в пьесе "Agamemnon suppositus" Помпония ("Агамемнон на изнанку"). С эпохи возрождения в литературе всех стран входит в обычай пародировать произведения классической древности; особенно часто пародировался Виргилий - Лалли в Италии ("Eueide travestita", 1633), Скарроном во Франции ("Virgile travesti"), Блумауэром в Германии ("Virgils Aeueis travestirt"), Осиповым и И. П. Котляревским у нас в России. В новейшее время сфера П. значительно расширилась; остроумным и изящным образчиком новой П. могут служить "Сконцентрированные новеллы" ("Condensed Novels") Брет-Гарта, мастерски скопировавшего манеру известнейших французских и английских романистов XIX в. Сильно развита П. и в новейшей русской литературе. Пушкин в своей "Оде Хвостову" метко передразнил манеру русских одописцев XVIII в. Позднее П. писали Б. Алмазов, Д. Д. Минаев, В. П. Буренин. Вс. Ч.
 
Главная страница