Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Молох (соб. "царь") - нередко встречающееся в Библии по транскрипции 70-ти (Моlо) имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно прилагалось к различным божествам, главным образом - покровителям города или племени, напр. у аммонитян (Мильком - "их царь", 3 Цар. II, 7) и асит. Тира (Мелькарт - "царь города"). М. наз. верховного бога и еврейские раввины; греки отожествляют его с Кроном, римляне - с Сатурном. М. - бог природы, в частности - теплоты и жизненного огня, проявляющегося в солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь М. именно через всесожжению, при чем ему, как верховному богу, при носилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом). но и в обычное время они были нередки: напр. в Библии упоминается о "проведении через огонь" детей в долине Гинномской (геэнне), в честь М., при нечестивых еврейских царях. Дети клались на проcтepтые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки. Женское дополнение М. - Мельхет - также чествовалось человеческими жертвами. Упоминаемый в ассировавилонской мифологии Адрамелех, бог Сефарваима, имел тот же характер. Н. Кн.
 
Главная страница