Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Мойры (Moirai) - греч. богини судьбы. Раннее религиозное мировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; на ряду с выражением DioV aisa часто встречается выражение moirai Jewn. Из этого представления возникла вера в богинь М., стоящих особо от других божеств. По Гезиоду их было три - КlwJw, LacesiV, AtropoV; все они - дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая - ее случайности, третья - неотвратимость ее решений. Платон в своей "Республике" изображает М. сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет о настоящем, Лахезис - о прошедшем, Атропос - о будущем. Рождение и смерть стоят под особым покровительством М.; в силу этого верования, богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух М.). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, М. называются Moirai crataiai (собств. Moira krataih) или KlwJeV bareiai. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, М. - сестры и союзницы Эринний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары, и отсюда - смерти. Далее М. - богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения, они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его JemiteV, т. е. законах, называется, поэтому, MoiragethV - эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве М. изображались разно. На греческой вазе Francois, в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды, М. помещены возле колесницы Гермеса и Май, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты М. - прялка, свиток, весы. Изображались М. обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух (напр. Catull, LXIV, З5). Буквально слово Мойрам означает доля. У римлян Мойрам соответствовали Парки. Н. О.
 
Главная страница