Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Метр (греч. metron, мера, размер) - в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер, в более тесном - неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом (ударением) на подлежащем месте. В этом последнем значении М. отождествляется со стопой, а потому и метрическое стихосложение иначе называется стопным. В языках количественных (квантитативных), каковы древнегреческий, латинский, санскритский и др., в основании М. полагается определенная мера времени, а именно время, нужное для произнесения короткого слога (cronoV prwtoV, т. е. первоначальное основное время), продолжительность долгого слога принимается при этом за двойную или двухвременную. Краткость обозначается знаком , долгота знаком - . Так как "основное время" служило мельчайшей частью ритма и единицей ритмической меры, то по числу его называлась не только стопа (М.), но и весь стих. Таким образом, сочетание слогов долгого с кратким (- или -) составляло трехвременный М., долгого с двумя краткими (или, вместо того, с другим долгим) - четырехвременный М., долгого с тремя краткими - пятивременный М., двух долгих с двумя краткими - шестивременный М. Количество стоп, из которых составлены стихи и колена поэтического произведения, обусловливает собой ритмический род последнего (genoV ruJrcon), а именно ритмы трохаический (- ), дактилический (- ), пэонический () и ионический (- - ). Простейшая и древнейшая строфа во всех родах ритма и у всех народов есть двустишие (distichon); она содержит в себе четыре колена. По числу метров в стихе последний именуется диметром, триметром, тетраметром, пентаметром, гексаметром; к этим названиям присоединяются названия ритмических родов (напр. диметр трохаический). М. в языках квантитативных совпадает с их просодией, и долгота слогов отвечает ритмическим ударениям или иктам (ictus); при этом зачастую грамматические (иначе - прозаические) ударения или акценты не согласуются с ритмическими, и последние могут падать на неударяемые слоги. В отличие от этого греческого М. некоторые ученые (Олесницкий, Сокальский и др.) допускают понятие "вольного М.", как материальной неделимой единицы, необходимой для проявления ритма в песенной речи. Конструкция "вольного М." разнообразна, как разнообразны свойства языков; главная цель его состоит в том, чтобы "давать такие ощутимые для слуха части, которые могли бы служить для целей ритма, т. е. сочленяться в известные группы низшего и высшего порядка, а для этого достаточно даже одного акцента или особой интонации в каждой части на каком-либо слове или слоге" (П. Сокальский, "Рус. народная музыка", стр. 238). А. Деревицкий.
 
Главная страница