Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Мендельсон-Бартольди (Felix Mendelsohn-Bartholdy) - выдающийся немецкий композитор, еврейск. происхождения (1809 - 1847), внук Моисея М. 15-летним юношей он кончил университет, а знаменитую увертюру "Сон в летнюю ночь" написал, когда ему было 18 лет (вся музыка к комедии Шекспира написана позднее). Кроме того, М.-Б. занимался литературой, живописью и пр. Занятия у Бергера (по фортепиано) и у Цельтера (по теории) так подвинули М.-Б., что в 8 лет он мог свободно читать с листа самую сложную музыку и совершенно правильно приписывать к данному басу гармонию. В 1827 г. была поставлена в Берлине опера М.-Б. "Die Hochzeit des Gamacho", не оправдавшая возлагавшихся на нее надежд. В последствии М.-Б. очень мало писал для сцены: в 1829 г. им написана небольшая опера (Liederspiel) "Heimker aus der Frernde", предназначавшаяся для исполнения в семье М., а не для публики; другая опера, "Лорелея", осталась неоконченной. Увертюра "Hebriden" (1832) и итальянская симфония (1833) представляют отголоски путевых впечатлений М.: первая навеяна Фингаловой пещерой на Гебридских островах, вторая - Неаполем. Как композитор, М. имел наибольший успех, кроме Германии, в Англии, чем и объясняются частые посещения им этой страны. С 1833 г. начинается деятельность М. как дирижера, сначала в Дюссельдорфе и прирейнских городах, потом в Лейпциге, где он дирижировал концертами Gewandhaus'a и основал консерваторию. С 1843 по 1845 г. М. жил в Берлине, где занимал место главного директора церковной музыки. Главная заслуга М., как капельмейстера, заключается в пропаганде лучших произведений величайших композиторов: он впервые познакомил немецкую публику с симфонией С-dur Франца Шуберта, исполнял Генделя, С. Баха. Наиболее выдающиеся соч. М. - оратории "Павел" (1836) и "Илия" (1840), баллада "Вальпургиева ночь", увертюра (кроме названных выше) "Ruy Blas" (1839), симфонии A-dur (1833) и A-moll (1842), скрипичный концерт (1845), фортепианный концерт Gmoll (1832), песни без слов для фортепиано, по своей выразительности стоящие выше вокальных песен М. М. написал 5 симфоний, 7 концертных увертюр, 2 фортепианных концерта, 1 скрипичный, 2 струнных квинтета, 7 струнных квартетов, 1 струнный октет, 1 секстет для фортепиано со струнными, 3 квартета с фортепиано, 2 струнных трио с фортепиано, сонату для фортепиано и скрипки, 2 сонаты с фортепиано и виолончелью, 3 оратории, кантату "Lobgesang", музыку к "Антигоне", к "Аталии", к "Эдипу в Колоне", 3 мотета для хора, 8 псалмов, много вокальных песен, хоров, фортепианных, органных пьес (3 прелюдии и фуги, 6 сонат) и пр. М. воспитался на классических образцах; их влияние видно как в форме, тематической разработке, так и в оркестровке. В свои сочинения он внес, однако, и новые веяния, и хотя не может стать в один уровень с первоклассными великими композиторами, но после них занимает ближайшее место. В его больших сочинениях, напр. в ораториях, симфониях, не достает величественного единства построения, грандиозного полета мысли. Живя в эпоху романтизма, охваченный ее атмосферой, М. написал музыку к "Sommernachtstraum", в которой все характерные черты его таланта выступили наиболее рельефно; впоследствии он стал повторяться. Невыгодная сторона его творчества - тяготение к минору. Музыка М. вызвала целый ряд подражателей, как в Германии, так и вне ее пределов. Письма М. хорошо его характеризуют, особенно "Reisebriefe" (Лпц., 1861). Обширный список биографий и статей, посвященных М., помещен в "Biographie universelle des musiciens", Фетиса (supplement et complement). Н. Соловьев.
 
Главная страница
Документы для поступления, необходимый минимум, практикум по направлениям, документация по программированию, личные странички, курсы лекций по основным направлениям специальности.
в начало