Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Марш (ит. - marcia, франц. - marche, от франц. marcher - идти) - род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. М. пишется в четыре четверти или 2/4 в двухколенном или коленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный, простой и энергичного характера. Смотря по скорости движения, М. получает разные названия. Церемониальный М., в 4/4 медленнее скорого М., который пишется в 2/2 или в 4/4 alla breve. Похоронный М. имеет одинаковые движения с церемониальным или еще более медленные. М. - один из главных элементов военной музыки. Похоронный М. пишется в миноре, a триo в мажоре; другие М. пишутся в мажоре. Форма М. применяется не только в полковой музыке, но и во всякой другой. Она получила художественную обработку в операх, напр. коронационный М. в "Иоанне Лейденском" Мейербера, М. в "Тангейзере" Вагнера, шествие в "Лоэнгрине", у Моцарта в "Волшебной флейте", М. цыган в "Прециозе" Вебера, у Бетховена в "Фиделио", у Глинки М. Черномора, у Серова в "Рогнеде", у Чайковского в "Орлеанской деве", у Рубинштейна в "Нероне". Кроме того, форма М. встречается в симфониях, напр. в военной симфонии Гайдна, Marcia funebre в героической симфонии Бетховена, у Шопена, в сонатах Бетховена, в симфонии Шпора "Die Weihe der Тonе", у Берлиоза венгерский М. в "Гибели Фауста", у Мендельсона свадебный М. в музыке "Сна в летнюю ночь". Существуют М. и как самостоятельные симфонические произведения, напр. коронационный М. Чайковского, Kaiser-marsсh, Huldigungsmarsch Вагнера. Из вокальных М. особенно известна марсельеза . Marciale или Marziale - музыкальный термин, требующий исполнения в характере М. Н. С.
 
Главная страница