Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Литургика - название одной из богословских наук, имеющей своим предметом учение о христианском церковном богослужении, в котором первое место занимает литургия. Обыкновенно Л. делится на общую и частную. Первая рассматривает богослужение как институт или учреждение вообще, излагает теоретические его основания, рассказывает историю его происхождения и развития, говорит о составных частях богослужения - таинствах, молитвах, песнопениях, чтении св. Писания, поучениях и о символических действиях, их сопровождающих, о совершителях богослужений - священнослужителях и церковнослужителях, о временах и местах совершения богослужений, о священных изображениях и одеждах, о богослужебных сосудах и книгах. Л. частная имеет своим предметом отдельные чинопоследования, повседневные - вечернее, утреннее, дневное (литургия), - присвоенные праздникам и постам, таинствам и т. п. Л. вообще и в особенности Л. православная - наука всецело археологическая, почему она часто носит назв. "церковной археологии". Частная Л., в смысле археологии, менее обработана, чем общая, отчасти по недостатку древних свидетельств об отдельных богослужениях, отчасти по причине едва начинающегося изучения этих свидетельств, особенно древнерусских. Первоисточники православной Л.: Кирилла Иерусалимского, "Огласительные и тайноводственные поучения"; Дионисия Ареопагита, "О церковной иерархии"; Софрония, пaтpиapxa иерусалимского (умер в 644), "О божественном священнодействии"; Германа, патриарха константинопольского (умер в 740), "Созерцание предметов церковных". Все эти сочинения имеются в русск. переводе (в приложениях к журналу "Христианское Чтение" за 1855 - 1867 гг.). После них особенно важное значение для Л. имеют: Goar, "Eucologion, sive rituale Graecorum" (1647); Renaudot, "Liturgiarum orientalium collectio" (1715 г.; по этой книге главным образом составлено русское издание "Собрание древних литургий", СПб., 1872 - 1874); Assemani, "Codex liturgicus ecclesiae universae" (1749); Binghamus, "Origines, sive antiquitates ecclesiae" (Галле, 1755 - 58; русск. переделка Ветринского, "Памятники древней христианской церкви", 1830). Самый подробный перечень сочинений западной литературы по церковной археологии см. в соч. аббата Martigny: "Dictionnaire d'archeologie chertienne" (Париж, 1887 г.). Лучшие новейшие системы Л. в западной литературе - Шмидта и Люфта, в русской литературе: "Новая Скрижаль", архиеп. Вениамина (последнее изд. 1870 г.), "изъяснение литургии" Дмитревского, "Толкование на литургию, - на паремии" (1881 - 94 гг.) Виссариона, еписк. костромского. Курсы Л. на рус. языке имеются лишь в размерах семинарских учебников (Альхимовича, 1891 г.; Смолодовича, 1869 г.; Петра Лебедева, 1893 г.). Главные монографии: Ф. Смирнов, "Богослужение апостольского времени" (1873) и "Богослужение со времени апостолов до IV в." (1874); Н. Одинцов, "Порядок общественного и частного Богослужения в древней России до XVI в. (СПб., 1881); А. Дмитриевский, "Богослужение русской церкви за первые пять веков" (критика предыдущего сочинения - в "Прав. Собеседнике", 1883); "Богослужение в русск, церкви в XVI в." (Казань, 1883). См. указатели к духовным журналам, в отделе Л. И. Б - в.
 
Главная страница