Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Леконт де Лиль (Charles - Marie - Rene Leconte de Lisle) ? выдающийся франц. поэт, член франц. акд., основатель "парнасской" школы (1818?94). Детство Л. провел на о-ве Бурбоне, где отец его был военным врачом, а в молодости много путешествовал по Индии и Востоку, что наполнило его воображение блестящими красками тропического Юга. Первое его стихотворение: "La Venus de Milo" произвело сенсацию и сделалось исходным пунктом парнасского движения. В 1848 г. он приветствовал отмену рабства в колониях, хотя это разорило его семью, владевшую плантациями на о-ве Бурбоне. Рассорившись из-за этого с семьей, Л. лишился всякой денежной помощи от родных и долго бедствовал. Позже его материальное положение улучшилось, особенно благодаря месту библиотекаря сената. В 1852 г. появились его "Poemes antiques", восторженно встреченные В. Гюго, в 1854 г. ? "Poemes et poesies", в 1859 г. ? "Le Chemin de la Croix", в 1862 г. ? "Poemes Barbares". В своих переводах греческих классиков (Феокрита, Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида и др.), Л. сохранял архаичность текста, чтобы точнее передать колорит подлинника. Критика очень нападала на буквальную передачу греческих имен ? Ахиллеус, Клитаймнестра и т.д., и недостаточно оценила, вследствие этого, оригинальность и силу самих переводов. Трилогию Эсхила "Орестию" Л. переделал, под заглавием "Les Erinnyes" (1872). Творчество Л. вышло из реакции против романтизма. Все то, что романтизм внес разнузданного и беспочвенного в поэзию, парнасцы, и во главе их Л., старались вытеснить возвращением к классическим идеалам. Ярче чем кто-либо, Л. воплотил это стремление в "Poemes Classiques", где он воспевает богов и героев в их неприступной, возвышающейся над земными страстями красоте. Другая черта, характеризующая творчество Л. ? это его "невозмутимость" (impassibilite), составляющая резкий контраст с лиризмом романтиков. Романтизм выдвинул на первый план в поэзии отражение личной жизни, индивидуальных отношений; Л. понимал поэзию как искусство отвлекаться от себя и предаваться культу чистой красоты. Ни одно личное чувство, ни одно индивидуальное настроение не нарушает строгого тона его поэм и коротких стихотворений, где героем является все человечество, с его идеалами и верованиями. Л. сходится с Ренаном в мнении о том, что каждая нация, каждая форма интеллектуальной, религиозной и нравственной жизни народов оставляет при своем исчезновении краткую формулу, "сокращенный тип", который навсегда делается представителем миллионов людей, давно сошедших со сцены. "Poemes Barbares" являются попыткой поэта воссоздать в искусстве эти кристаллизовавшиеся типы человечества. "Qain" , "Vigne de Naboth", "Neferou Ra" и другие поэмы посвящены отдельным фазисам человеческого существования и воспроизводят внутреннюю красоту каждого из типов человечества. Это тоже своего рода "Legende des Siecles", в которой романтический произвол Гюго заменен глубокой эрудицией, не вполне свободной от педантизма. В объективном творчестве Л. есть несомненно большая красота, близкая, по духу, к греческой скульптуре, ? но есть в нем и неподвижность, вызвавшая в последнее время возврат к романтизму, хотя и непохожему на романтизм предшественников Л. Творчество последнего представляет, таким образом, звено между старым романтизмом, чуждым философии, и новым, вышедшим из научных и философских идей. Из непосредственных последователей Л. самый замечательный ? Гередиа. См. Paul Bourget, "Essais de psychologie contemporaine"; Jules Lemaitre, "Les Contemporains"; Ferd. Brunetiere, "L'evolution de la poesie lyrique au XIX s.". З. Венгерова Лексикология ? учение или наука о составе языка в том виде, в каком он дан употреблением . Ср. Энциклопедия филологии.
 
Главная страница