Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Концерт (итал. concerto, лат. concertus) - музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. К., написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х - тройным. В таких К. оркестр имеет второстепенное значение и только в отыгрышах (tutti) получает самостоятельное значение. К., в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. К. состоит обыкновенно из 3-х частей (крайние части - в быстром движении). В XVIII стол. симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Позднее симфония, в которой один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с другими, стала называться symphonique concertante, concertirende Sinfonie. Слово К., как название музыкального сочинения, появилось в Италии в конце XVI ст. К. в трех частях явился в конце XVII ст. Итальянец Корелли считается основателем этой формы К., из которой развились в XVIII и XIХ ст. К. для разных инструментов. Наибольшей популярностью пользуются К. скрипичные, виолончельные и фортепианные. Позднее К. писали Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Мендельсон, Чайковский, Давыдов, Рубинштейн, Виотти, Паганини, Вьетан, Брух, Венявский, Эрнст, Сервэ, Литольф и пр. Небольших размеров К., в котором части слиты, называется концертино. К. называется тоже публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, К. получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического (составленного из произведений разных эпох). К. называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты. Н. С.
 
Главная страница