Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Гудон (Жан-Антуан Houdon) - знаменитый франц. скульптор (1741 - 1828). Проведя детство в художественной обстановке школы des eleves proteges, где его отец был привратником, еще 10 - 12 летним он начал упражняться в леплении. Вскоре он был принять в ученики акд. живописи и скульптуры, и в возрасте 15 лет уже получил в награду сер. медаль. В 1761 г., за эскиз барельефа: "Царица Савская", удостоен большой, римской премии, с правом семилетнего пребывания в Италии на казенный счет. В Италии исполнил модель для изучения человеческой мускулатуры, обратившую на него всеобщее внимание а послужившую ему этюдом для статуи Иоанна Крестителя, а также изваял статуи "Весталка" и "Св. Бруно"; последнее произведение, отличающееся естественной простотой и пластическим спокойствием, явилось провозвестником нового направления в скульптуре. По возвращении в Париж, Г., на, основании исполненных им работ, был избран в 1769 г. в сопричисленные к акад. живописи и ваяния, а в 1777 г., за мраморную фигуру "Морфей", возведен в звание академика. Первым значительным произведением Г. по возвращении во Францию был портретный бюст Дидро, привлекший. к художнику заказы со стороны герцога СаксенГотского и императрицы Екатерины. Для первого Г. исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы - ее бюст (1773 г.); кроме того, русский посланник при французском дворе, кн. Голицын, заказал художнику два надгробных памятника для князей М. Д. и А. Д. Голицыных (находятся в Богоявленском монастыре, в Москве). Что ему было доступно изображение нежной наивности и чистой красоты, Г. доказал бюстом молодой девушки, известным под назв. "La Petite Lise" (у г. Ефруси, в Париже). В парижском салоне 1777 г. число произведений Г. равнялось половине всех вообще выставленных скульптур, и с этого времени определилась его роль, как предводителя франц. скульптурной школы. Гудоновские портреты королевского сем., надгробный памятник гр. Эннери и барельеф для церкви св. Женевьевы относятся к этой эпохе. В следующие затем годы исполнены Г. два бюста Мольера, из которых один отличается идеальностью, а другой, наоборот, реалистичностью, портрет Руссо, поразительный по сходству и характерности выражения. Однако, ни одно произведение Г. не имело такого успеха в публике, как воспетая поэтами и расхваленная художественными критиками статуя "Дианы" (мраморный экземпляр ее неполн, в 1780 г., нах. в Имп. Эрмит.; бронзовый, исполн. в 1790 г. - в луврском музее, в Париже). Из многих статуй и бюстов Вольтера, работы Г., особенно замечательна изображающая его сидящим (в фойе Theatre Francais в Париже, повторение в Имп. Эрмитаже). В 1785 г. Г. взял от франц. правительства полугодовой отпуск и отправился в Америку, дабы изваять, по заказу С. Ам. Шт., статую Вашингтона. По возвращении своем в Париже, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. В 1792 г. Г. был избран в адъюнкт проф. акд., затем вступил в члены национального наст. Имп. Наполеон, покровительствовавший Г., заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Г. был бюст имп. Александра I, явившийся в парижском салоне 1814 г. До 1823 г. Г. оставался в должности проф. королевской акад. Кроме выше упомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие работы: "La fileuse" (1788), "L'ete" (1785), статуя св. Схоластики (переделанная в "Философию"); бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина имя. др. В Имп. Эрмитажи, сверх бюстов Дидро, Вольтера и статуй Дианы и фернейского философа, хранятся еще бюсты Даламбера и двух малолетних дочерей кн. Голицына. Воспитанный во вкусах и воззрениях эпохи Людовика XV, Г., однако, вскоре примкнул к направлению, поставившему себе задачей более строгое и правильное вникновение в античные образцы, и, благодаря значительности своего таланта, достиг самостоятельности, сделавшей его вождем скульптурной школы в эпоху Людовика XVI. Его пластические образы явились полным выражением художественных идеалов этой эпохи и пользовались восторженным признанием со стороны публики до появления Давида, псевдоклассицизм которого сменил направление Г. Эта перемена совпала с его возвращением из Америки. Стараясь приноровиться к новым требованиям общественного вкуса, он потерял свою оригинальность и впал в подражательность. А. Н. - в.
 
Главная страница