Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Бюлов (Ганс-Гвидо фон), замечательный пианист, сын немецкого поэта Карла фон Б., род. 8 января 1830 г. в Дрездене; игре на фортепиано обучался у Фр. Вика, теоретическое же образование получил у Макса-Карла Эбервейна (с 1844 г. ). В Штутгарте, где он поступил в гимназию, в 1846 г. Б. впервые выступил в качестве пианиста. В 1847 г. он переселился в Лейпциг для изучения права и вместе с тем брал уроки контрапункта у Гауптмана. В 1849 - 1850 гг. он продолжал свое юридическое образование в Берлине. Между тем в нем созрело решение посвятить себя музыке, к которой он чувствовал призвание. С этою целью Б. обратился в Цюрих к Рих. Вагнеру, которого он знал еще в Дрездене, и после кратковременной капельмейстерской деятельности в С.-Галлене и Цюрихе, в 1851 г. отправился в Веймар, к Листу, который руководил Б., как пианистом, в продолжение двух лет. На балленштедтском музыкальном фестивале Б. составил себе имя как пианист, и с тех пор его репутация еще более упрочилась, благодаря многократным концертным путешествиям. С 1854 г. Б. избрал своим местожительством Берлин, и в 1858 г. был назначен королевским прусским придворным пианистом. В конце 1864 г. Б., следуя призыву Вагнера, переселился в Мюнхен, где он с 1867 г. состоял королевским придворным капельмейстером и директором реорганизованной королевской музыкальной школы. Семейные дела Б. принудили его в 1869 отказаться от должностей, занимаемых им в Мюнхене. После этого он отправился в Италию, жил там (большею частью во Флоренции) много лет, давая концерты, но затем предпринял обширные по своим размерам артистические путешествия и посетил Англию, а также и СевероАмериканские Соединенные Штаты (в 1875). После своего пребывания, в 1878 - 79 гг., в Ганновере, в качестве капельмейстера, Б. отправился в 1880 в Мейнинген для занятия должности капельмейстера и главного заведующего музыкальными делами. Большую сенсацию вызвало его артистическое путешествие с Мейнингенской капеллой по Германии, в 1881 - 82 гг. Б. посещал также неоднократно и Петербург, где он имел выдающийся успех, как пианист и капельмейстер. Он дирижировал в концертах "Филармонического" и "Императорского Русского Музыкального" обществ. Кроме того, он совершил артистическое путешествие по России. В Петербурге Б. выказал себя пропагандистом Брамса и многих русских композиторов. Во время своего пребывания в Петербурге в 1885 г. Б, читал лекции по фортепианной литературе, в зале петербургской консерватории. Подобного рода лекции Б. читал и заграницей. Репутация Б., как пианиста, установилась, благодаря всесторонней, блестящей, преодолевающей все трудности виртуозности и его из ряда выдающейся феноменальной памяти, которая давала ему возможность исполнять наизусть самые обширные и сложные сочинения. Ему достаточно было просмотреть, не проигравши, любое сочинение, чтобы сыграть его безошибочно на память. Оркестровые сочинения и оперы Б. дирижировал без партитур. Как композитор, Б. проявил себя в нескольких оркестровых, фортепианных и вокальных сочинениях, в которых он явился последователем Вагнера и Листа. Наибольшее значение имеет его увертюра для большого оркестра, написанная к трагедии "Юлий Цезарь" Шекспира. Как деятельный пропагандист Вагнера, Б. неоднократно выступал в печати со статьями в пользу направления этого композитора. Сверх того, он издал, в целом ряде выпусков, избранные фортепианные сочинения классических авторов, редакция которых, однако, не была свободна от произвола. Б. принадлежат также аранжировки и транскрипции произведений Берлиоза, Вагнера и Листа. В качестве музыкального редактора, Б. принимал деятельное участие в издании Зигмунда Леберта "Instructive Ausgabe klassischer Klavierwerke" (Штутгарт, 1872). Н. С.
 
Главная страница
Документы для поступления, необходимый минимум, практикум по направлениям, документация по программированию, личные странички, курсы лекций по основным направлениям специальности.
в начало