Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Браманте (собственно Довато Лаццари) - известный итальянский архитектор и превосходный художник живописец, род. 1444 г. в Монте-Асдроальдо в герцогстве Урбино. Свою художественную деятельность Б. начал в Милане, где жил в 1486 - 99 гг.; он был учеником фра Карнавале. Б. следует признать одним из самых выдающихся художников Ломбарды до появления школы Леонарда да Винчи. Но вскоре успехи Б. в области архитектуры затмили его славу живописца. С 1476 г. он построил в Милане хоры церкви С-та-Мария делла Грацие, церковь С-та-Мария прессо Сан-Сатиро и др. здания; во всех этих постройках заметно возвращение к античной архитектуре, но без рабского подражания ей; напротив, все постройки Б. проникнуты живым, свободным духом художника, сумевшего сочетать античные формы в архитектуре с замечательным изяществом. После падения Людовика Сфорцы, Б. отправился в Рим, где ему оказывали покровительство папы Адександр VI и Юлий II. В Рим Б. вращался в кружке знаменитейших художников того времени, между прочим Микель Анджедо и Рафаэля, из которых первый относился к нему враждебно, а второму Б. оказывал особенное покровительство. Первым большим архитектурным предприятием Б. было порученное ему папой Юлием II соединение ватиканского дворца с садами Бельведера и образование из них одного грандиозного целого; но сооружения, возведенные с этой целью Б., впоследствии подверглись многочисленным перестройкам. Вторым предприятием Б. было сооружение храма св. Петра, основание которому было положено в 1506 г. Этой грандиозной постройки Б. кончить не удалось; он умер в 1614 г., когда только начаты были постройкой отдельные части собора, а его преемники многократно отступали впоследствии от первоначальной идеи, которая руководила Б. при составлении плана величественного храма св. Петра. Из других построек Б. в Риме наиболее замечательны: здание папской канцелярии и дворец Жиро (ныне Торлониа). Б. был величайшим архитектором своего времени, в постройках которого стиль Возрождения достиг высшей степени своего совершенства. Ср. Пунджильоне, "Memorie intorno alla vita ed alle opere di В." (Рим, 1836); "I capi d'arte di В." (Милан, 1870).
 
Главная страница