Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Баратынский (правильнее Боратынский, Евгений Абрамович) - поэт, род. 19 февраля 1800 г. с селе Вяжле, кирсановского у. Тамбовской губ., воспитывался в пажеском корпусе, откуда в 1816 г. был исключен с воспрещением поступать в военную службу. Три года спустя, после усиленных хлопот, ему было, однако, разрешено поступить рядовым в л.-гв. егерский полк; в 1820 г., произведен в унтер-офицеры, был переведен в нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии, и пробыл здесь около шести лет, до производства в офицеры, после чего вышел в отставку, женился и поселился в Москве. В 1845 году отправился с семейством заграницу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно заболел и умер 29 июня 1844 г. Сочинения Б. в стихах и прозе изданы его сыновьями в 1869 и 1884 гг. Б. начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетневым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов - "романтиков". Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны усилило романтический характер поэта Баратынского, а с другой - сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений. Впечатления финляндской жизни, кроме. ряда вызванных ими небольших стихотворений, с особенною яркостью отразились в первой поэме Баратынского: "Эда" (1826), которую Пушкин приветствовал, как "произведение, замечательное своей оригинальной простотою, прелестью рассказа, живостью красок и очерком характеров, слегка, но мастерски обозначенных". Вслед за этой поэмой явились: "Бал", "Пиры" и "Цыганка", в которых молодой поэт заметно поддался влиянию Пушкина и еще более - влиянию "властителя дум" современного ему поколения - Байрона. Отличаясь замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, нередко не уступающего пушкинскому, эти поэмы по своему содержанию и литературному значению, стоят, однако, гораздо ниже лирических стихотворений Баратынского, из которых многие и до сих пор не утратили своей прелести. Общий характер лирики Б. - грустно-задумчивый; непосредственное поэтическое чувство в его произведениях почти всегда подчиняется рефлектирующей мысли и творческое одушевление уступает место холодной "игре ума". Сосредоточиваясь на том или ином вопросе общефилософского характера, поэт тревожно ищет выход среди являющихся ему противоречий, - ищет разрешения мучительных сомнений, - и не находит, или если и находит, то только на время, ненадолго, - чтобы затем снова вернуться к "загадкам бытия", которые представляются ему неразрешимыми. Как поэт, он почти совсем не поддается вдохновенному порыву творчества; как мыслитель, он лишен определенного, вполне и прочно сложившегося миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в силу которой она не производит сильного впечатления, не смотря на несомненные достоинства внешней формы и нередко - глубину содержания. Лучшие из его лирических стихотворений: "На смерть Гете", "Финляндия", "Последний поэт", "Череп", "Последняя смерть". Собрание стихотворений Б. в первый раз издано в 1827 г. (2 изд., Москва, 1835; 3-е - 1869 и 4е - 1884 Казань). Стихотворения Б. много раз переводились на немец. к. и французский, языки. Ср. "Рус. Ст." (1870 г., т. II, стр. 638 - 45), "Рус. Арх." (1868, стр. 141 - 47 и 866 - 72), В. П. Гаевский в "Соврем." (1853, № 5, в статье о Дельвиге), Koenig, "LitterarischeBilder aus Russland" (есть в рус. переводе), Плетнев, "Сочинения" (т. 4), Пушкин (в журнальных статьях), Белинский (т. I и II), Галахов в "Отеч. Зап." (1844 г., т. 37), Лонгинов в "Русск. Арх." (1864), С. А. Андреевский "Литер. чтения" (Спб., 1891), Венгеров, "Крит. биогр. словарь" (т. 2).
 
Главная страница