Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Арфа - музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движение пальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит: во 1) из резонансного корпусаящика, длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же закругленная с одной стороны; он снабжен плоской декой, выделываемой обыкновенно из кленового дерева, в средину которой, по длине корпуса, прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для продевания кишечных струн; во 2) из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в 3) из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого - оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом. Так как А., уже и в прежнее время, имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в А. натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На А. без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений, в прежние времена, струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже, это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие А. оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Гохбрукером из Донаувёрта (в 1720). Этот мастер приделал к А. семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу, и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения. Изобретение Гохбрукера, чрезвычайно облегчившее игру на А., сделало ее вполне пригодной к модулированиям как при исполнении отдельных пьес (соло), так и при игре в оркестре. Себастьен Эрард сделал в А. дальнейшие усовершенствования, посредством устройства двойных педалей (double mouvement), из которых каждая производит два хроматических повышения струны. Эрардовская А., построенная в гамме До-бемоль, имеет объем в шесть с половиной октав, тогда как гохбрукеровская А., построенная в гамме Фа, имеет объем только в пять октав с секстой. Кроме обыкновенной А., существуют еще различные, ей подобные инструменты, менее совершенные по своему устройству, как напр. острая или крыльчатая A. (Arpanetta), двойная А. (Аrра doppia), тройная А. (Луки-Антонио Евстахия) и т.д. Кроме этих инструментов большою известностью пользуется т.н. Эолова А.. Арфа принадлежит к самым древним музыкальным инструментам, о которых мы имеем исторические известия. Уже древние египтяне имели А., которые, относительно своего объема, указывали на значительную степень их развитая. Позднее, евреи употребляли А. и им подобные инструменты при религиозных обрядах и других празднествах. Не меньшим значением пользовалась А. у греков; А. Аполлона стала даже олицетворением всего поэтического и прекрасного. Их встречают, наконец, также у гальских, шотландских и немецких певцов и у скандинавских скальдов. Из новейших композиторов, писавших для А., можно назвать: Крумпгольца, Надерманна. Лабарре, Демара, Цабеля, Парис-Альварса, Годфруа, Обертюра и др. В настоящее время А. сделалась необходимой принадлежностью каждого хорошо организованного оркестра.
 
Главная страница
Документы для поступления, необходимый минимум, практикум по направлениям, документация по программированию, личные странички, курсы лекций по основным направлениям специальности.
в начало